Черногория: оформление, маршруты, стоянки, климат, международные аэропорты

Общие сведения

Столица: город Подгорица.

Язык: сербский/черногорский.

Форма правления: президентская республика.

Территория: 13 812 км2.

Численность населения (на 2014 г.): 621 518 тыс. чел.

Телефонный код: + 382.

Часовой пояс относительно Гринвича (+1 час).

 

Стоянки и оформление

Практически во всех основных местах стоянок в Черногории имеется возможность оформления входа и выхода яхты из страны: Котор (порт), Тиват (марина Porto Montenegro), Зеленика (грузовой причал), Будва (марина), Бар (марина и пассажирский порт). В Баре все формальности можно выполнять круглосуточно. Валюта – евро. Кредитные карты всех международных систем принимаются к оплате повсеместно. Необходимые документы и порядок оформления входа-выхода:

Шаг первый – визит в «Капитанью» порта – места оформления отмечены на карте (по прибытии в порт или перед выходом).

Документы: Crew list (заполняется и распечатывается служащим в офисе Капитаньи), сертификат на право управления яхтой, документы, подтверждающие владение или аренду яхты, свидетельство о регистрации яхты, страховой полис, паспорта членов экипажа и пассажиров.

Оплата венеты: счет на оплату вам выпишут в «Капитанье», оплата производится либо через банк (в рабочие дни), либо наличными. Стоимость венеты с 2016 года существенно снижена и может быть оформлена на различные сроки: на один день (приход-отход), на десять дней, месяц и так далее. На период стоянки лодки в марине, в том числе в зимний период, оформление венеты не требуется.

Шаг второй - визит в полицию (паспортный контроль порта) – по прибытии в порт или за 1 час до выхода.

Документы: Crew list, подписанный служащим «Капитаньи» и заверенный печатью; паспорта членов экипажа, включенных в Crew list; свидетельство о регистрации яхты.

 

Маршруты и стоянки в Черногории

Рекомендуемые маршруты и стоянки в Черногории, с кратким комментарием к каждой из них, представлены на интерактивной карте: www.google.com/maps/

Увеличив или уменьшив масштаб карты (значки + или – на карте) вы сможете более внимательно рассмотреть место стоянки, город или поселок рядом с ней, а также составить общее представление о планируемом переходе. Кликнув на метку, которой отмечено место стоянки, Вы сможете ознакомиться с кратким комментарием к каждой из них.

Более подробно, о личных впечатлениях и наблюдениях во время нашего путешествия по Черногории, Вы сможете узнать в статьях раздела «Записки шкипера» сайта «Sail after me!», посвященных Черногории.

 

Основные марины Черногории:

Город Котор

(карта бухты: www.google.com/maps/)

Марина у пассажирского порта. Швартовка у городского причала и понтонов. Стоимость стоянки лодки 43 фута (2016): 40 евро в сутки, включая воду и электричество. Удобства отсутствуют. Непосредственный выход в город. Напротив рынок у крепостной стены и выход в старый город. Офисы «Капитаньи» и полиции (паспортный контроль) находятся в порту.

Котор, Которский залив. Фото с сайта sailafter.me
Котор, Которский залив. Фото с сайта sailafter.me

 

Город Тиват

(карта Тиватского залива: www.google.com/maps/)

Марина Porto Montenegro. Стоимость стоянки лодки 43 фута (август 2016): 70 евро в сутки. Душ, туалет, прачечная. Все услуги, включая воду и электричество, оплачиваются дополнительно. Заправка.

Город Герцег Нови

Городская марина: www.google.com/maps/.

Стоимость стоянки лодки 43 фута (август 2016): 50 евро в сутки, включая воду и электричество. Удобства отсутствуют.

Набережная у марины Герцег Нови. Фото с сайта sailafter.me
Набережная у марины Герцег Нови. Фото с сайта sailafter.me

 

Город Будва

Городская марина: www.google.com/maps/.

Стоимость стоянки лодки 43 фута (август 2016): 60 евро в сутки, включая воду и электричество. Душ, туалет.

Бухта Будвы. Фото с сайта sailafter.me
Бухта Будвы. Фото с сайта sailafter.me

 

Город Бар

Городская марина (с обозначением мест оформления входа-выхода): www.google.com/maps/.

Стоимость стоянки лодки 43 фута (август 2016): 50 евро в сутки, включая воду и электричество. Душ, туалет. Офис «Капитаньи» находится за пределами марины (необходимо выйдя из марины, пересечь набережную и пройти вглубь жилого квартала напротив), офис полиции (паспортный контроль) находятся в порту.

 

Основные якорные стоянки в Черногории:

Бухта г. Котор (карту см. выше). Напротив марины. Глубина 10 м, дно ил и глина, якорь держит хорошо.

— Напротив г. Пераст (карту см. выше), 1 кабельтов от острова Госпа од Шкрпела, глубина 10-15 м, дно камни, песок.

— Тиватский залив (карту см. выше), у острова Sveti Marko, залив Krtole, глубина 10-15 м, илистый песок и глина, морские водоросли. Рестораны.

— Поселок Rose, полуостров Луштица, напротив г. Герцег Нови (карта: www.google.com/maps/.

Глубина 10-15 м, дно камни, илистый песок. Рестораны, прогулка по берегу.

— Полуостров Луштица, залив Milista, напротив форта Мамула, у церкви острова Otocic Gospa, карта: www.google.com/maps/. Глубина 5-10 м, дно песок. Прогулка к форту и к русской церкви. Великолепное место для купания.

Залив Milista. Фото с сайта sailafter.me
Залив Milista. Фото с сайта sailafter.me

 

Бигова, бухта Бигова, карта: www.google.com/maps/.

Хорошая защищенность в любую погоду, глубина 7-15 м, стоянка у причала, на якоре или буях ресторана, илистый песок, морские водоросли. Рестораны, пляж, прогулка по поселку.

— Бухта города Будва (карту см. выше). Напротив марины. Глубина 5- 10 м, дно илистый песок, якорь держит хорошо. Хорошая защищенность.

— Бухта города Петровац, карта: www.google.com/maps/. Глубина 4-10 м, стоянка у городского причала (может быть занята туристическими судами), на якоре и буях напротив причала, дно песок и камни. Прекрасные пляжи рестораны, прогулка по городу. Защищенность от ветров и волн только северных направлений.

Петровац-на-мору. Фото с сайта sailafter.me
Петровац-на-мору. Фото с сайта sailafter.me

 

Бухта Королевского пляжа близ поселка Чань, карта: www.google.com/maps/. Глубина 8-12 м, дно песок и камень, защищенность от ветров и волн северных направлений. Прекрасный пляж, ресторан. Нет выхода в город. Лодки, швартующиеся в марине Бара, часто выходят в бухту Чань для дневного отдыха и купания.

 

Климат, ветер и рекомендуемые сезоны круизного яхтинга.

 

Климат в Черногории — средиземноморский. Яхтенный сезон с наиболее благоприятными условиями плавания начинается в апреле месяце и завершается в октябре-ноябре. В этот период преобладает теплая солнечная погода, когда уже с апреля по май и в октябре-ноябре дневные температуры превышают 20С, а ночные создают комфортные условия ночного сна при 16-17С. Летом и в сентябре стоит жаркая солнечная погода (в августе температура достигает 40С), иногда освежаемая летними обильными, но кратковременными дождями. В декабре температура воздуха понижается до дневных температур 12-15С, но солнечно и вода в море остается теплой, до 18С. Охлажденный воздух этого времени года становится глубоко-прозрачным, когда с вершины Ловчена просматриваются Хорватские острова.

В январе-марте, редко в апреле, вероятны сильные дожди и значительное усиление ветра и волнения моря. Снег в Приморье Черногории явление редкое, хотя в декабре 2017 года в результате движения с севера на Балканы холодного фронта у берегов Адриатики несколько дней сила кабатического ветра (бора) превышала 40 узлов с порывами до 60 узлов, что привело к опрокидыванию некоторых лодок в маринах и последующему наступлению морозов до – 5С. Горные вершины Черногории с декабря-января покрываются снегом, открывая горнолыжный сезон в Дурмиторе, продолжающийся до марта месяца.

Ветра.

Преобладание тех или иных направлений ветров в Адриатике имеет сезонный характер. Юго-восточный, или как его называют в Черногории и Хорватии — Юго, проявляет свой бурный характер, как правило, весной или осенью, а также в зимний период. Погода с приходом Юго портится и сопровождается затяжными дождями и усилением волнения моря. Первым и безошибочным признаком прихода Юго является исчезновение рыбацких лодок со своих повседневных стоянок у городских и деревенских причалов. Море в период Юго может быть свирепым и рыбаки это хорошо знают.

В летний период преимущественным направлением ветра является северо-западное. Этот ветер в Средиземноморье называют Мистраль. Мистраль летом, особенно в июле и августе, создает достаточно комфортные условия яхтинга как в Адриатике, так и в Ионическом морях. Устойчивая стратификация в первой половине летнего периода, когда море еще остается прохладным, и связанная с этим безветренная утренняя погода к середине дня сменяется усиливающимся ветром, достигающим в открытом море 20-25 узлов, который вновь стихает с наступлением сумерек. В береговой зоне и между островами возможно локальное усиление ветра, турбулентность и изменение его направления с течением дня, связанное с прогревом земли.

Но чаще всего беспокойство может вызывать тот же ветер Бора. Бора — это северный или северо-восточный сильный и порывистый ветер, обтекающий горные хребты и с лавинной силой срывающийся сверху в морское пространство, создавая угрозу парусным судам. Бора часто мстит беспечным яхтсменам, не проявившим должного уважения к прогнозу погоды: рвет паруса, крушит рангоут. Поведение этого ветра привязано к береговому ландшафту и особенно опасно не столько в Черногории, сколько в северной Долмации, в районе острова Паг, где немалое количество яхт было испытано на прочность. Бора — ветер, как правило, кратковременный, продолжительностью в два-три дня, но тот, который приходит преимущественно в зимне-весенний сезон, вздымает волны и с непреодолимой силой безжалостно вытесняет с моря любителей парусного спорта.

Международные аэропорты расположены в городах Подгорица и Тиват.

Заказ такси или аренда автомобиля в Черногории доступны повсеместно. Стоимость такси (ориентировочно): Подгорица (аэропорт)-Бар (марина):50 евро, Тиват (аэропорт) — Бар (марина): 60 евро, Тиват (аэропорт) — Порто Монтенегро (марина): 5 евро, Будва -Петровац: 30 евро. Аренда автомобилей: от 40 евро.